Слово «керамика» обычно вызывает ассоциации с чашками и тарелками. Но представления о глине как о материале для поделок и посуды давно уже устарело: теперь созданные из нее произведения могут соперничать с самыми известными шедеврами искусства. Работы Джонсона Цанга (Johnson Tsang), совмещая в себе черты реализма и сюрреализма, открывают новую эру художественного фарфора.

О самом Джонсоне известно немногое. Однако если речь заходит о скульптуре, этот гонконгский мастер по керамике не нуждается в представлении. Его удивительные и красноречивые произведения с 1993 года выставляются на родине мастера, а также в Корее, Тайване, Испании и Швейцарии. Кроме того, он активен не только в реальном мире, но и в интернете: Джонсон ведёт творческий блог, в котором комментирует и объясняет свои работы.

 

Джонсон Цанг − плодовитый автор, который в качестве основного материала использует глину. Мастер обладает богатой фантазией и работает над несколькими отдельными, самодостаточными сериями, совершенно непохожими друг на друга.

Одну из них составляют произведения, имитирующие воду. Все работы, относящиеся к «водной» теме, в буквальном смысле рассыпаются жемчужинами брызг, рождая при этом легко узнаваемые образы. В композиции «Кофейный поцелуй» (Yuanyang) потоки шоколадного напитка, струящиеся из пёстрых чашек, сливаются в поцелуе за секунду до того, как коснутся стола. В этой работе продуманно абсолютно все — от изгибов струй и крошечных капелек до цвета произведения.

 

Тема поцелуя отразилась и в другой оригинальной серии автора, показывающей метаморфозы керамических изделий. Композиция «Партнёр на всю жизнь» (Lifetime Partner), состоящая из целующихся блюдца и чашки, была создана Цангом для любимой жены. В своих комментариях он говорит, что изначальной идеей было не улучшение дизайна чашек и блюдец, а переосмысление их символики:

«Чашка и блюдце являются лучшими партнёрами, которые только могут быть. Они всегда вместе. Эта работа была показана на выставке в Швейцарии, и с тех пор я получил многочисленные письма от коллекционеров и музеев, которые хотели бы получить «Партнёра на всю жизнь», но мы бы хотели сохранить это произведение для себя»

 

Темы «посуды» и «воды» не единственные, привлекающие Джонсона. Мастер создаёт маленьких забавных младенцев с очень выразительной мимикой. Эта серия очень большая, нередко персонажи Цанга имеют облик купидонов или объединяются в целые композиции. Они плачут, смеются, кривляются и любыми способами стараются привлечь к себе внимание.

Один из этих ангелочков, впрочем, совсем не похож на других. Хотя все его собратья – непосредственные дети, этот, имея такое же миниатюрное пухленькое тело, стал обладателем лица Робина Уильямса. Произведение посвящено памяти прекрасного актёра и носит выразительное называние «Я получил новую работу!» (I’ve Got a New Job!). Скульптура с крыльями лаконична как по форме, так и по цветовому решению, акцент мастер сделал лишь на голубых глазах персонажа.

 

Ещё одна работа, связанная с традиционными представлениями о предметах из глины, характеризует Цанга как прекрасного скульптора и хорошего мастера по росписи. Название произведения можно перевести как «Ваза, страдающая от боли» (Paintful pot). Расписную вазу с силой сжимает китайский дракон, деформируя её стенки. Произведение украшено орнаментом и облаками, все тени и чешуйки подчёркнуты утончённым голубым цветом.

Работы Джонсона Цанга пользуются огромной популярностью. Секрет такой известности кроется в подходе к делу: любая его работа превосходна по технике исполнения и наполнена смыслом. Своими произведениями скульптор напоминает нам о самом важном или в шутливой форме рассказывает о человеческом несовершенстве, стараясь раскрыть глаза зрителям.