Мы, люди XXI века, считаем, что знаем о роскоши все: дорогие гаджеты, спортивные машины, огромные драгоценные камни в ювелирных украшениях, маленькие лейблы на одежде, которые специально не отрезают. Для нас роскошь – это, в первую очередь, цена бренда. Но есть такие вещи, элитарность которых и по сей день характеризуется не только «именем», но и своей искусностью.
Фамилия Фаберже еще с конца XIX века стала синонимом искусства для богатых.
Наследник отцовского дела Петер Карл Густавович обучался ювелирному делу в Европе и в двадцать четыре года взял управление фирмой в свои руки. Поворотным моментом для него и компании стала Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года, после которой императором Александром III ему было присуждено звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».
Карл действительно был талантлив. Он разрабатывал и утверждал эскизы, скрупулезно следил за всеми этапами работы и мог с легкостью разбить почти готовое изделие, если оно не соответствовало его ожиданиям. Однако главной силой Фаберже было его организаторское чутье, позволившее собрать в одной фирме более десятка талантливых мастеров и художников, среди которых были Хольмстрем, Коллин, Перхин, Вигстрем, Дербышев и многие другие. Кроме того, он нередко приглашал к сотрудничеству мастеров из других областей: архитектора Шехтеля, живописца Савицкого, скульптора Обера. Компания «квартировалась» в Санкт-Петербурге, хотя ее фирменные магазины были и в других городах, в том числе и в Москве.
Собранные в столице шедевры мирового искусства и обучение Карла за границей сыграли немаловажную роль в развитии художественного почерка фирмы. В противовес московским выдающимся ювелирным мастерам, делавшим упор на национальные мотивы и древнерусскую тематику, Карл предпочитал тонкую игру историзма. Мотивы табакерок екатерининского времени покрывали изящные папиросницы, а элементы безделушек становились частями настольных часов, чернильниц и других вещей более утилитарного назначения. Компания Карла создавала украшения, рамки, декоративные коробочки, культовые предметы, скульптуру, сервизы, вещи для быта и туалета.
Но, хотя большую часть работ мастерской можно было не только поставить на полку, но и использовать, к ним порой относились как к излишествам и даже мещанству. Владимир Набоков писал, что его «семья презирала работы Фаберже как олицетворение гротескной безвкусицы».
Причиной тому отчасти был широчайший диапазон техник и материалов, применявшихся для создания. Ни один работник конкурирующих фирм того времени не владела эмалями лучше, чем мастера Фаберже. Их насыщенные краски нередко сочетались с несколькими оттенками золота, драгоценными камнями. Больше чем кто-либо до этого Карл приветствовал использование в ювелирном деле полудрагоценных и поделочных камней.
Самыми известными работами мастерских Фаберже до сих пор являются пасхальные яйца, которые представляют собой апофеоз всего русского золотого и серебряного дела того времени. Пасхальные яйца делались по принципу матрешки – в раскрывающейся скорлупе хранился сюрприз. Первой такой работой стало яйцо «Курочка», прототипом для которого стала жемчужина датской сокровищницы – яйцо из слоновой кости, с вложенной короной и кольцом.
Заказанное Александром III для своей жены Марии Федоровны, оно должно было напоминать ей о доме. В этом самом простом из всех яиц Фаберже сюрпризов было целых два. В матовом желтке скрывалась курочка, внутри которой в свою очередь были маленькая копия императорской короны и цепочка с рубиновым кулоном.
Каждая подобная работа выполнялась целый год. Помимо традиционных проектов, включавших сюрпризы, произведение могло порадовать владельца и другими особенностями: так часть яиц стала часами. Их заказывали члены императорской семьи или приближенные. И после «Курочки» фирма Фаберже нередко повторяла уже известные произведения, но искусность художников и мастеров, внимательный подход к работе, позволяли создать совершенно новое произведение.
«Сравнивая работу Фаберже с оригиналом Ле Роя, обратите внимание на то, насколько точно следует современный ювелир композиции ларчика. Однако, разглядев в нем намёк на яйцевидную форму, он исполняет свое изделие в более изысканной манере, приспосабливая соотношение размеров украшенного трельяжной сеткой оригинала к изящному силуэту яйца, и утяжеляет основание», — писал в 1953 году Кеннет Сноумен (Kenneth Snowman) о яйце «Ренессанс» и его прототипе – шкатулке мастера Ле Роя (LeRoy) XVIII века.
Теперь яйца, так же как и другие произведения фирмы, украшают коллекции музеев и галерей, включая недавно появившийся в Санкт-Петербурге «Музей Фаберже», основателем которого является В. Вексельберг.
Можно по-разному относиться к работам Фаберже. Как часть элитарной культуры они всегда вызывали раздражение у более демократично настроенной публики. Но в то же время и по сей день мало найдется людей, которые не восхитятся и не удивятся мастерству обработки металлов, камней и стекла. Достаточно просто представить, что все эти вещи делались на рубеже веков вручную, чтобы понять, насколько это был кропотливый труд настоящих профессионалов ювелирного дела. Как утверждает гуманитарная наука эстетика, прекрасное – это то, что способно нас поразить. Раз так, то произведения фирмы Фаберже прекрасны вне всяких условий.