От редакции:
Мы продолжаем публиковать статьи известного фотографа, преподавателя и автора популярного фотоблога Ильи Рашапа. Его материалы читают тысячи людей − от любителей фотографии до профессионалов. Статьи Рашапа отличаются от других дерзким и провокационным стилем, полным сарказма и чёрного юмора. Манера автора может показаться вам немного жёсткой (ибо рассчитана на постоянных читателей), но, поверьте, этот человек знает, о чём пишет! Более подробно узнать о нём можно из интервью, которое Илья дал нашему журналу, а также − из его собственных статей.
Среди тех, кто иногда заглядывает в мою фабрику по сжиганию фотографов рубрику «Разбор полётов» иногда попадаются розовые пони, питающиеся радугой, которые со слезами на глазах, заламывая руки, вопрошают: «Илья, ну почему, почемуууу вы только ругаете, а никого не хвалите?»
Да, вашу ж мать, уважаемые лошадки, вся суть этой рубрики и заключается как раз в том, что во мне очень много дерьма поисках недостатков. А заодно, попутно, в попытке дать людям возможность видеть в фотографии чуть больше, чем сумму слагаемых.
Но вот пока я думал об этом, готовясь к очередному «Разбору полетов», последняя мысль меня и зацепила. Я очень долго отказывался даже пытаться описывать проекты знаменитых авторов, давать им оценку или раскрывать суть. Дело в том, что я не искусствовед и не философ. Я просто кое-что знаю о фотографии и чуток умею снимать. «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».
Однако, черт возьми, ведь я же и не учебник, вроде, тут пишу, так? Я просто делюсь своими мыслями, тем, что я сам знаю о фотографии... И в таком контексте — а почему и нет?
Признаться, сам я очень увлеченно ищу и впитываю любую интересную информацию об искусстве, как современном, так и классическом. Разок «подсев» на эту иглу, чуть-чуть раскрыв горизонты, хочется все больше и больше знаний. Это очень интересно, это страсть, это другое качество впечатлений и диалога при просмотре фото и живописи. И я решил поделиться с вами этими ощущениями, а, может быть, и подсадить вас на ту же иглу, кто знает. :)
Закончили с оправданиями, переходим к сути.
Я решил не мелочиться, а сразу рассказать о, пожалуй, наиболее глобальном по своей философии тренде в современном искусстве – «Концептуальной фотографии».
Авторы, о которых буду писать (Зандер, Бехеры, Гурски), представлены в знаменитой галерее Тейт.
И начнем мы с основателя данного направления Августа Зандера (August Sander). Фотограф родился в Германии 17 ноября 1876 года в семье плотника. Свою первую фотокамеру он получил в подарок от дяди на день рождения, и с тех пор это стало делом всей его жизни. Во время службы в армии Август Зандер работал помощником фотографа. В 1901 году он устроился в фотоателье, а впоследствии открыл собственный бизнес в городе Кёльн. Примерно в 1911 году Зандер начал свой самый знаменитый фотопроект, который называется «Люди XX века» (Menschen des 20 Jahrhunderts).
Он работал в жанре портрета, снимал своих современников. В 1929 году вышла его книга «Лица нашего времени». В период расцвета Третьего Рейха Август Зандер пострадал от нацистов, был арестован, сидел в тюрьме. Его книга была запрещена, а большая часть материалов и негативов уничтожена. Можно сказать, что гонениям Зандер подвергся в первую очередь из-за своего творчества. В период, когда Гитлер пришел к власти, его проект был назван несоответствующим основной идеологии из-за того, что в серии были представлены люди «недостаточно арийской расы».
Чем же занимался на самом деле Август Зандер? Основой его проекта была типологизация, анализ, поиск человеческого архетипа общества того времени.
Проведя аналогию, можно назвать его серию «переписью населения довоенной Германии», социальным портретом.
Зандер каталогизировал свои работы по семи различным группам, которые назывались «Город», «Фермер», «Художник», «Женщина» (это прелестно, обожаю шовинизм :) ), «Квалифицированный торговец», «Занятия и профессии», «Последние люди».
В этом месте мне бы очень хотелось заострить ваше внимание на стилистике съемки, которая присуща всему данному проекту. Мне кажется это особенно важным для понимания смысла творчества не только данного фотографа; этот же стиль явственно прослеживается и у тех людей, которые развивали в дальнейшем направление концептуальной фотографии.
Все эти портреты выполнены в абсолютно бесстрастной, даже отстраненной манере. Это прямое фотокопирование действительности, без всякого вмешательства художника. Август Зандер не накладывал свою призму восприятия на тех людей, которых изображал на портретах, не вмешивался в их характер. Мы не видим в его фотографиях композиционных изысков, поиска необычного ракурса или же навязанной атмосферы, нет в них и игры света или каких-то эффектов.
По сути, мы видим «фото на паспорт» различных людей, которые жили в довоенной Германии. И эта простота Августа Зандера дает зрителю ту самую, так необходимую здесь, «честность».
Рассматривая эти фотографии, мы не изучаем мысли фотографа, его отношение, а видим настоящих, вполне реальных и «живых» людей. Они не играют, не пытаются что-то нам сказать, у них нет «игрового образа». Есть только слепок памяти, который мы можем наблюдать сегодня. Памяти о людях.
Я рассказал вам том, что я знаю. Давайте я попытаюсь теперь пояснить, что я вижу...
Атлантиду.
Я вижу мир, который когда-то был вполне реален, но на сегодняшний день он почти мифический. Я вижу людей, некое общество, которое полностью исчезло всего через несколько лет после того, как были сделаны эти фото.
Этого общества, социума, больше нет. Этот мир исчез за годы Второй мировой войны. Вспомните историю, события — и вы поймете, что то общество, которое показал Август Зандер, существовавшее в довоенной Германии, и то, которое живет там ныне, — это два разных мира людей. Того мира... больше уже нет, а мы смотрим на Атлантиду, которая покоится на дне океана.
Если попробовать провести аналогию, то в нашей стране социум до Второй мировой войны и после нее остался практически неизменен. Тогда как, если взять дореволюционное общество России и социум СССР после гражданской войны, то вы увидите еще один исчезнувший навсегда мир — это две разные страны, населенные другими людьми. Социально, психически, ментально другими. Даже генетически, если уж на то пошло.
Вспомните, наверняка у вас в семье есть старые фотоальбомы, в которых можно найти портреты ваших прабабушек и прадедушек, более далеких предков, которые жили еще до революции. Вы никогда не всматривались в их лица — это же совершенно другие люди? И дело не в изменившихся сильно чертах лиц, это что-то совсем другое, то, что нельзя вербализировать одними словами.
Когда я смотрю на эти портреты, я вижу не просто людей, «квалифицированных торговцев, женщин и фермеров», а навсегда исчезнувшую эпоху.
И, наверное, я не буду много писать, а вы просто посмотрите на фотографии Августа Зандера с мыслью, которую я постарался вам передать.
Серьезная известность пришла к Августу Зандеру только в 60-х годах, а его книга «Люди XX века» была издана уже после его смерти.
Его стилистика фотографии оказала серьезное влияние на многие последующие поколения фотографов. Среди известных имен – Ричард Аведон, Ирвинг Пенн, Диана Арбус и многие другие.
Напоследок мне было бы интересно сформулировать один вопрос, напрямую относящийся к теме проекта Зандера. И звучит он так: «Если бы не произошло всех ужасающих событий Второй мировой войны, если бы мир не изменился, имел бы данный проект такую же ценность и смысловое наполнение?». Думаю, каждый ответит сам для себя на этот вопрос. Тем более, что он почти риторический.
На этом все, дамы и господа, продолжение статьи о концептуальной фотографии читайте в ближайшее время.