Обязательно ли писать пейзажи яркими красками? Действительно ли художнику нужна широкая цветовая палитра? Можно ли передать очарование природы при помощи только чёрного и белого? Оказывается, можно. Великий американский фотограф Ансел Адамс (Ansel Easton Adams) делал свои легендарные снимки в монохромном режиме. Как ни странно, но черно-белая гамма помогала ему увидеть окружающий мир в совершенно другом свете.
Адамс создал первый в Америке факультет фотографического искусства, был учредителем известного среди мастеров этого жанра журнала Aperture, консультировал компанию Polaroid, получил Президентскую медаль свободы – внушительный список достижений, не правда ли? Кроме того, фотограф изобрел метод, который прославил его имя, - «Зонную систему Адамса». Современные фотохудожники до сих пор используют эту технику в своих работах.
Возможно, нестандартный взгляд на мир был обусловлен травмой, полученной Адамсом в детстве. Ведь недаром шутят, что многие гении однажды сильно ударялись головой. В возрасте четырёх лет, в 1904 году, мальчик во время самого сильного в истории Америки землетрясения сильно ударился о стену сарая. Он сломал себе нос, который, кстати, остался кривым на всю жизнь.
В детстве Анселу пришлось нелегко: он страдал дислексией (расстройство, нарушающее способности к овладению навыками чтения и письма), учился дома и был очень стеснительным и замкнутым мальчиком. Свои чувства и эмоции он раскрывал через музыку и достиг больших успехов в игре на фортепиано. Адамс так сильно любил музыку, что до конца жизни разрывался между ней и фотографией. Но выбрал всё же фотографию.
История его творческого успеха началась подобно многим другим: однажды отец подарил ему фотоаппарат. Это был Kodak Box Brownie, который мог делать 100 кадров. В том же 1916 году юноша вместе с родителями впервые посетил Йосемитский национальный парк, где сделал свои первые хорошие снимки. Через год он вернулся туда с более качественным оборудованием.
Далее было чтение специализированных журналов, посещение фотовыставок и клубов любителей фотографии, изучение съёмки на высоте (ради этого юный фотограф освоил скалолазание). Сделать же успешную карьеру Адамсу помог меценат Альфред Бендер, с которым он познакомился в 1927 году.
Интересно, что Адамс не просто фотографировал природу - он её по-настоящему любил. Его даже называли ярым защитником природы. Уже в 17 лет он стал участником «Сьерра-клуба» (Sierra Club), который занимался сохранением природных ресурсов, и на протяжении четырех лет был хранителем штаб-квартиры в Йосемите. Кстати, свои первые серьезные работы Ансел Адамс напечатал именно на бюллетене этого клуба. До конца жизни фотограф вместе со своей женой, дочерью владельца «Студии Бест», которую она унаследовала после смерти отца, занимал должность директора этого сообщества.
Адамс много экспериментировал, пытался поставить фотографию на одну ступень с живописью, подражал импрессионистам и пикторалистам, но, в конце концов, выбрал реализм. Главной «фишкой» фотографа было затемнение и осветление в последующей обработке снимков. Доходило до того, что Ансел корректировал таким образом до 170 зон!
«Осветление снимка и его затемнение – это те шаги, которые нужно делать, исправляя ошибки Бога в соотношении яркостей», − комментировал он.
Самой известной работой мастера можно назвать фотографию «Вершины Титона и река Снейк» (The Tetons and the Snake River, 1942).
Посмотрите, как удивительно передано величие и спокойствие природы! И обратите внимание на контраст и высветвление/затемнение различных участков снимка! В Википедии говорится, что «эта карточка вошла в число 116 работ, отобранных для занесения на золотую пластинку «Вояджера» с целью представить внеземным цивилизациям информацию о природе и геологии Земли».
Стоит рассмотреть ещё несколько работ фотохудожника. Например, снимок «Очищение зимней бурей» (Clearing Winter Storm, 1940), сделанный в Йосемите, о котором мы писали выше.
Или «Восход солнца, вид на Сьерра-Неваду из Лон-Пайна. Калифорния» (Winter Sunrise, Sierra Nevada from Lone Pine, 1944).
Этот снимок фотограф пытался сделать четыре дня подряд, и только на пятый его ждал успех.
Ещё одной известной работой Адамса считается «Луна и Хаф-Доум» (Moon and half-dome,1960.), снятая в том же Йосемите. Хаф-Доум – это гранитная скала, которую особенно любят туристы. Она считается одним из крупнейших монолитов в Северной Америке.
Главной задачей, которую ставил перед собой фотограф, было «выявить красоту». Он часто говорил:
«Я верю в красоту. Я верю в камни и воду, воздух и землю, людей, их судьбу и рок»
И каждый день Адамс доказывал своё убеждение великолепными снимками.