В далёкой середине XIX века фотохудожник по имени Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson, 1830-1901) вводил своих современников в заблуждение «ненастоящими фотографиями». Люди в ту пору были уверены, что фотография – это «реальность в формалине», «законсервированные» моменты жизни. Настоящей жизни настоящих людей.

Но Робинсон придерживался иного мнения и уже тогда предвидел, что фотография может быть не только паспортного, семейного или надгробного формата, но и художественной, с авторским вымыслом и видением. Другими словами - не документом, а произведением искусства. Особый интерес для него представляло смешивание воедино фото и живописи.

«Любой обман, трюк и колдовство любого сорта открыты для фотографа. Можно сделать очень много и создать прекрасные картины, смешивая в фотографии реальное и искусственное», - говорил он.

 

Метод Робинсона вошел в историю фотографии как пикторализм (от англ. Pictorial — живописный). Он предполагает делать акцент на тех деталях снимка, которые сближают его с живописью. Для этого художники той эпохи использовали специальные техники съёмки и печати. Мастер коллажировал в своих фотографиях несколько негативов, получая за счёт этого довольно интересный эффект. Кроме того все его работы были постановочными! Только вообразите – в годы, когда люди надевали лучшие платья и шли всем семейством фотографироваться в ателье дабы увековечить свою семью, Робинсон «варварски» играл с этим документальным искусством, разыгрывал странные ненастоящие сценки, чтобы увековечить их. Смелый шаг, однако!

Кстати, этого великого фотографа мир знает не только как «отца пикторализма», но и как мастера, близкого к прерафаэлитам, которые боролись против условностей викторианской эпохи и слепого подражания классике. Также фотограф не любил подражания аллегорической живописи. Он говорил об этом так:

«Он (фотограф) должен остерегаться пафоса. Всякие попытки создать нечто патетическое, ложно сентиментальное кончаются в фотографии еще более позорной неудачей, чем во всяком другом искусстве. Фотограф, берущийся за подобные сюжеты, имеет перед собой дилемму: или он будет создавать свою картину с помощью моделей, и тогда эта подделка под действительность является преступным издевательством над священным предметом, или он должен будет снимать действительных страдальцев, и это будет неприличным вторжением в чужое горе»

За смелость и превращение сухого и бескомпромиссного жанра в художественный и творческий в 1878 году выдающийся русский художник и придворный фотограф Сергей Левицкий назвал Робинсона первым в мире фотографом-художником. Заслуги Робинсона признали и на родине - он был награжден Почетной стипендией фотографического общества Британии.

Так что теперь вы знаете, кому художественное фотоискусство и фотомонтаж обязаны своим развитием!

Фотохудожник уделял внимание самым мелким деталям, на его фотографиях всё должно было быть идеально. Часто он рисовал эскизы будущих композиций на бумаге, прорабатывая нужное расположение героев, и только потом искал моделей, реквизит и студию. Кроме всего прочего мир обязан Робинсону появлением виньеток, которые сейчас так широко распространены во всевозможных фильтрах в инстаграме и других фоторедакторах. Чтобы получить белые углы и овальное изображение посередине, мастеру тогда нужно было не нажать кнопку «применить», а наложить на карточку специальную маску, печатая изображения с негатива.

 

 

Работа «Угасание» (Fading Away, 1858) наделала в то время много шума среди борцов за «чистую фотографию». Умирающая девушка, родственницы в чепцах на голове и скорбью на лицах, тяжёлые портьеры, серые тучи за окном – радостного и приятного в этой карточке мало. Конечно, сценка была постановочной, как раз в духе фотографа. Мало того - она состояла из пяти разных негативов, но это не изменило общественного мнения. Критики ругали мастера, но супруг королевы Великобритании Виктории, принц Альберт, заставил их замолчать. Он приобрел копию творения Робинсона для своей личной коллекции и стал почитателем его таланта. А какой критик посмеет обвинить принца в безвкусии?

Кстати, интересно, что принц-консорт и ранее вносил вклад в искусство. До свадьбы с августейшей особой он издал в пользу бедных сборник собственных стихов, для которых сам же нарисовал иллюстрации. А после заключения брака Альберт предпочел не вмешиваться в политические дрязги и целиком посвятил себя культуре и просвещению.

 

 

Ещё одна работа маэстро, «Праздник в лесу» (Holiday in the Woods, 1860), показывает нам, какого терпения и выдержки фотографу стоил его оригинальный метод. Сделав первый снимок для коллажной обработки в лесу Кенилворта, ему пришлось ждать целых пять месяцев до следующего, так как лето 1860 выдалось на редкость дождливым, что не позволяло Робинсону закончить картину.

Другая композиция, «Веселый рассказ» (A Merry Tale, 1885) запечатлела группу работниц, отдыхающих на лужайке. Сценка наполнена непосредственностью, естественностью и жизнью. Также она прекрасно проработана композиционно.

 

 

Композиция для Робинсона всегда была на первом месте, но без фанатизма.

«Я должен предупредить вас от слишком тщательного изучения искусства… правила искусства должны быть только руководством к изучению природы, а не оковами для ограничения идеи…», - говорил он.

Если вы увлекаетесь фотографией и хотите чему-то научиться у великого мастера, то рекомендуем вам не только ознакомиться с галереей изображений, но и прочитать его книги «Избирательный эффект в фотографии», «Художественная светопись», «Искусство фотографии в кратком изложении», «Письма о пейзажной фотографии».