Работы этого фотохудожника очень фактурные, лёгкие и таинственные. Если она снимает натюрморт, то через призму бумаги, а если делает зарисовку предметов – прибегает к играм тени. Мария Воробьёва профессионально занимается фотографией недолго, но зато со вкусом и креативным подходом.
По профессии Мария журналист, а несколько лет назад закончила Фотошколу при ВГИКе: сначала общий курс, а затем отделение арт-фотографии. В её портфолио сейчас представлены три проекта: «Зеркало города», «Фотобумага» и «Квартира N». Специальный корреспондент Artifex Алина Кроткая узнала о них подробнее.
Artifex: Мария, для начала я хочу спросить про первый из ваших проектов под названием «Зеркало города». Почему вы решили снимать именно витрины?
В витринах много интересного. Перед ними можно подолгу стоять, компонуя то, что движется у тебя за спиной, и то, что застыло за стеклом. Получаются любопытные картинки. А используя определённым образом фотооптику, можно обнаружить, что эти изображения состоят из нескольких слоёв.
Artifex: Вы снимали витрины какого-то определённого города?
Раньше я довольно часто бывала во Франции, и получилось так, что почти все кадры серии сняты там. Жители этой страны очень изобретательны в оформлении витрин, делают это со вкусом и с юмором.
Artifex: По какому принципу вы выбирали сюжеты?
Просто наблюдала, а потом останавливалась там, где видела нужный кадр. Надо было только окончательно оформить его с помощью оптики и светофильтра. Это далеко не всегда получалось так, как хотелось. Когда я была увлечена наблюдением за витринами, я ещё была довольно робким фотографом, а с отражениями нужно вести себя смелее. Сейчас я бы, наверное, сняла эту серию по-другому.
Artifex: Какое фото этого цикла Вам особенно дорого?
Не могу сказать, что они мне дороги, это не тот случай. Я воспринимаю эти фотографии как набор декоративных элементов, как гирлянду на новогодней ёлке. Кстати, из них действительно можно сделать гирлянду или какую-нибудь дизайнерскую конструкцию с зеркалами. Уже были такие мысли, но до воплощения не дошло. Есть, конечно, в этой серии кадры, которые мне нравятся больше других. Ну, например, фото с отражением фигуры быка и фото с витриной закусочной. Они сняты в Камарге, на самом юге Франции, в городке Сент-Мари-де-ля-Мер, накануне того дня, когда там подул мистраль. В тот вечер был пронзительный, глубокий свет.
Artifex: А как появился проект «Фотобумага»?
Мне нравится преображать кадр не с помощью программных фильтров, а при работе в студии. Для этого пробую использовать разнообразные подручные средства: стекло, бумагу, полимерную плёнку.
С бумагой получилось случайно, мне всегда нравилось рассматривать её на просвет, находя заданные фактурой рисунки, орнаменты. А тут пришло в голову снять через неё натюрморт с бутылками. Начала с упаковочной крафт-бумаги, потом стала пробовать другие сорта. Сейчас я особенно неравнодушна к акварельной, она такая разная! Когда захожу в магазин для художников, всё хочется купить! Всегда жалела о том, что не стала в своё время всерьёз заниматься рисунком, живописью. Чувствую, что могла бы.
Так что в этой серии сошлись друг с другом мои любимые «модели» – бумага и стеклянные бутылки.
Artifex: Чем они вам так нравятся?
Дело в том, что я начинала свою журналистскую работу в издании «Тара и упаковка». При нём был музей с большой коллекцией этих предметов, с тех пор я полюбила простые бутылочные силуэты.
Artifex: В чём особенность арт-проекта «Фотобумага»?
Наверное, в его незаконченности. Хочется продолжать его, создавать новые натюрморты, экспериментировать с бумагами. Ведь в зависимости от фактуры листа изображение меняет стиль и настроение. Может быть, дойдёт и до красок, я уже пробовала вводить в картинку акварель разных цветов.
Artifex: Вы так интересно рассказываете о процессе создания работ, что я не могу удержаться и не спросить о третьем проекте – «Квартире N». Что вы хотели сказать этими фотографиями?
Была идея рассказать историю старых, никому не нужных вещей, переживших своих хозяев. Поначалу я собиралась снимать это совсем иначе: нарисовала наброски, подобрала предметы, выставила натюрморт. Но от того, что получались, мне стало тоскливо. Дело даже не в том, что в кадре было много стеклянных поверхностей и бликов от них, с освещением я могла бы побороться. Мне не понравилось, что эти предметы выглядели как-то совсем осязаемо, я не смогла сделать так, чтобы из них получился образ. Но потом нашла выход – оставила в кадре только тени на стенах. И благодаря этому получилось нечто уходящее, что уже нельзя потрогать.
Artifex: А что для вас более ценно – процесс или результат?
Конечно, процесс. Потому что от него я гораздо чаще получаю удовольствие. А с результатом потом ещё надо возиться – обрабатывать, печатать, предъявлять, объяснять, а может быть, и вовсе уничтожать его. Это совсем другая работа.
Artifex: Ещё вы занимаетесь трэвел-фотографией, насколько серьёзно это увлечение?
Трэвел-фотографией я занимаюсь постольку-поскольку, когда езжу в командировки как пишущий журналист. Во время таких поездок и удаётся делать фотозарисовки.
Artifex: Расскажите о самой запоминающейся съёмке.
Она связана с командировкой на острова Кабо-Верде. Это было восемь лет назад, ещё до учёбы в фотошколе. Я тогда снимала совсем по-любительски, но очень заинтересованно и, как мне казалось, неплохо. Ту поездку устраивала франко-бельгийская команда, она пригласила журналистов из нескольких стран поучаствовать в тренировках перед большими международными гонками на резиновых лодках. Должно было прибыть человек двенадцать, но приехали только двое: польский журналист и я. Остальные не смогли долететь из-за урагана, случившегося на западе.
Организаторы устроили для нас двоих тур по полной программе – мы летали на самолётах над островами и вулканами, носились по океану на лодках, катались на машинах по каменистой пустыне, встречались с местными жителями.
Artifex: И последний вопрос: какие у вас есть хобби?
Самым продолжительным моим увлечением, помимо фотографии, когда-то давно были лошади. Сейчас бы с удовольствием села на гнедую кобылу и поездила по светлому, большому манежу. Но такое хобби теперь требует времени и немалых денег.
А ещё я всегда любила рассматривать фотографии. Не свои, а чьи-то, пусть и любительские, из семейного альбома. Или групповые фото, которые раньше снимали в санаториях и на предприятиях. Совершенно не обязательно знать кого-нибудь из героев этих кадров, лучше даже и не знать никого – так интереснее.
Artifex: Мария, у нас получилось очень насыщенное интервью, спасибо вам за это! Удачи в творчестве!