Сегодня речь пойдет о световом искусстве, также известном, как люминография, фризлайт (freezelight) или просто светографика. Это необычное направление в 1914 году открыл американец Фрэнк Гилберт (Frank Gilbreth). Он прикрепил маленькие лампочки к рукавам фабричного персонала и снял трудовой процесс на длинной выдержке, рассчитывая получить карту перемещений рук рабочих. Результат предсказуем – на фотографиях видны следы, оставленные маленькими движущимися электрическими светильниками.
Развитие же фризлайт получил в работах известного мастера фотографии Ман Рэя (Man Rey).
А точнее - в его серии фотографий Space Writing, созданной в 1935 году. В них он впервые начал использовать технику рисования светом для создания художественных образов.
Самопровозглашенный «фото-фрик» Тревор Уильямс (Trevor Williams) стал ещё одним человеком, которому покорилась светографика. Разноцветные сферы, световые фонтаны, спирали и водопады уже сами по себе выглядят умопомрачительно, но фотограф пошел дальше: почти в каждой своей работе он играет с фонами: это и традиционная японская архитектура, и классические пейзажи. Тревор особое внимание уделяет месту съемки.
«Чтобы сделать эпический снимок – найдите эпическое место», - говорит фотограф.
В 2004 году российский дуэт HoryMa разработал оригинальную технику фотосъемки в стиле светографики. Творческий тандем, образованный двумя талантливыми фотографами – Игорем и Ириной - в своих работах сделал акцент на тень. Основатели HoryMa не скрывают секретов технологии создания каждой работы: сначала делаются наброски будущих картин на бумаге, а затем начинается самое интересное.
Но работа на компьютере в графических редакторах здесь совершенно не при чем. Пользователи Photoshop могут создать лишь унылое подобие светографики, так как в основе нового стиля в искусстве лежит пропись светом деталей, а также постепенное нанесение световой информации на матрицу фотоаппарата.
В общих чертах процесс выглядит следующим образом: камера устанавливается на длительную выдержку (на некоторых снимках она длится более получаса, на других же продолжается всего несколько секунд). Далее объект, находящийся в полной темноте, подсвечивается разноцветными лампами. Используются и студийные вспышки. Двигая по композиции узконаправленный пучок света, автор высвечивает нужные ему детали, в буквальном смысле «рисуя» светом. В результате получается необычная световая композиция — например, цветок, дерево или шар. Зачастую одну работу создают несколько человек, поскольку одному порой не под силу управиться с массой приборов.
Невозможно манипулировать несколькими световыми кистями и фонарями одновременно. Бывает, что результат получается совсем неожиданным, все зависит от поведения лучей света в данный момент.
Картины HoryMa узнают во всем мире. За последние 13 лет была проделана огромная работа. Фотографии этого дуэта как будто зачарованные. Они непонятны, но вместе с тем потрясающе ярки, красивы и притягательны. Пара не ограничивает себя в творческих поисках - на их работах можно встретить изображения людей или сказочных персонажей, другие же настолько абстрактны, что представляют собой лишь случайные световые множества.
Светографика - очень молодое направление в искусстве, еще не успевшее широко развиться. Однако уже существуют большие галереи работ, а соответственно и множество последователей. Мастерам светографики удается создавать поистине впечатляющие работы. Ещё одним из таких фотохудожников является Майкл Босанко (Michael Bosanko).
Уэльский фотограф словно пытается «подружить» между собой два мира: фантастический и реальный… Вот почему в Шеффилдском ботаническом саду время от времени вырастают разноцветные причудливые цветы, а ворота Национального исторического музея охраняет огромный динозавр.
Окружающий мир вдохновляет Босанко, и его фотоаппарат не упускает возможности снять и преобразить даже, казалось бы, обычные ярко-оранжевые маргаритки на пляже в Ллантуит Мейджор, мексиканские кактусы или деревья в Национальном парке Брекон-Биконс.
Многие известные компании приглашают Майкла для того, чтобы сделать серию снимков популярных британских достопримечательностей в мистически-световом сиянии. Несколько фонарей, два напарника и фотоаппарат с качественной оптикой - вот и всё, что нужно Майклу для творчества.
Янне Парвиайнен (Janne Parviainen), известный также как Janne Paint, занимается фотографией уже более пятнадцати лет. Его завораживающие световые картины – результат немалого труда. Работы финского мастера поразительно красивы и изобретательны: он будто бы создает параллельную сюрреалистичную реальность, населенную флуоресцирующими существами. В его картинах часто встречаются скелеты или призраки, порожденные светом и запечатленные в зимнем финском мелколесье.
«Меня больше всего увлекает в световой фотографии возможность творить в трехмерном пространстве. Мне интересно создавать образы здесь и сейчас без последующей многочасовой обработки», - рассказывает Янне.
Фотограф использует самые разнообразные источники света, начиная с цветных строб, особых вспышек, фонарей, детских игрушек с подсветкой и заканчивая профессиональными инструментами из своего арсенала.