XVII век в истории голландского искусства оказался чрезвычайно богат на талантливых, великих художников. Среди них одно из самых видных мест принадлежит Адриану ван Остаде (Adriaen van Ostade, 1610-1685). Наряду со своими «братьями по кисти» он был представителем жанровой живописи.

Но, в отличие от них, Остаде предпочитал изображать не знатных бюргеров, аристократов и военных, а бедных работяг из трущоб и кабаков. Это позволяет считать его основателем крестьянского жанра в голландском искусстве.

 

Родился Адриан ван Остаде в Харлеме в 1610 году в семье мелкого ремесленника. Отец к моменту рождения будущего художника сменил род занятий – стал не пекарем, а ткачом. В семье было три сына, и только старший, Ян, пошел по стопам отца, унаследовав его мастерскую. Адриана и Исаака разделяли 11 лет, но объединяли общие интересы и совместное творчество: Адриан стал наставником младшего брата в мире искусства.

В 1627 году Адриан поступил в мастерскую известного живописца Франса Хальса и через шесть лет был принят в харлемскую гильдию живописцев. Но вплоть до 1639 года он копировал манеру рисования своего учителя.

В мастерской Остаде познакомился с Адрианом Браувером, любившим изображать быт и нравы низших слоев голландского общества. Именно под влиянием этого фламандца он нашел главную тему своего творчества - изображение крестьянского быта и у него же перенял повышенную экспрессивность, «звероподобность» в изображении персонажей, резкие контрасты между светом и тенью.

Но «заимствования» продолжались недолго, так как агрессивность была чужда лирическому таланту Остаде. Гротеск и едкость уступают место мягкому и доброму юмору.Эти изменения хорошо заметны в серии картин «Пять чувств», которая стала своеобразной реакцией художника на идеалы «высокого искусства» аристократической эстетики того времени.

 

Каждое из пяти чувств человека метафорически изображено в бытовой сцене. На картине «Зрение» написанная в стиле натурализм старуха ищет вшей в голове мальчика, напрягая уже утерявшие прежнюю зоркость глаза. Нестройным хором поют изрядно выпившие крестьяне на картине «Слух». А вкус воплотился в скромном, но написанном удивительно сочно и аппетитно крестьянском ужине.

На полотно, посвященного обонянию, нельзя взглянуть без улыбки. На нем дородная женщина держит на руках младенца-пачкуна, и слишком уж живо кривится молодец, учуявший этот аромат.

 

 

Подобное сочетание названия и содержания картин выглядит очень иронично и остроумно. Полотно «Осязание» до наших дней не сохранилось, но некоторые усматривают аллегорию на это чувство в сцене «Драки» 1637 года.

 

 

Этот маленький шедевр изображает «битву» подвыпивших крестьян, которая выглядит одновременно яростно и комично. Размашистые жесты, угловатые лица – все указывает на то, что сражение в самом разгаре. Здесь еще прослеживается влияние на стиль Адриана ван Остаде творчества Броувера.

Свои картины в основном небольшого формата Остаде посвящал жизни горожан и крестьян. Его героями становились грубовато-гротескные, но очень живые игроки, пьяницы, курильщики, шарлатаны, танцоры и драчуны.

Жизнь художника была небогата событиями, зато это компенсировалось непрерывным трудом. Результаты Адриана ван Остаде превзошли даже самых плодовитых художников «золотого века» голландского искусства: он оставил после себя более 800 картин, 50 офортов, сотни рисунков и акварелей. И все это – в рамках одной темы: крестьянская жизнь, ее быт, будни и развлечения.

Творчество Остаде исследователи делят на три периода. Ранние картины - их около сорока - отличаются яркими характерами, живостью образов и едким юмором. Полотна второго периода демонстрируют виртуозное владение полутенями, наивность сюжетов, мягкий юмор. Во второй половине 1640-х художник создает несколько однофигурных композиций, где стремится раскрыть духовный мир простых голландцев. К таким картинам относится «Странствующий музыкант» (1648).

 

 

На поздних полотнах обращают на себя внимание интерьеры с изображениями людей в сияющих светлых тонах. Они проникнуты лиризмом, умиротворенностью. Примером тому может служить картина «В деревенском кабачке» (1660).

 

Любил Адриан и тему творческого труда. «Живописец в своей мастерской», ныне находящийся в Дрездене, есть не что иное, как своеобразный автопортрет. Мягкий свет проникает сквозь окно с узорными плетениями, вещи разбросаны в беспорядке, скромная обстановка мастерской, герой сюжета – живописец – стоит за мольбертом, погрузившись в работу.

Зрелый период начинается в 1650-х годах, и именно в то время Остаде пишет свои лучшие работы.

После знакомства с Рембрандтом он переходит к мягкому, золотисто-коричневому колориту. В XVII веке историки искусства вообще ставили имена этих художников в один ряд. Ван Гог спустя век, путешествуя по Голландии, заметил, что встретил среди сельских жителей «массу остадовских типов, физиономий, которые напоминают свиней или ворон».

Стоит заметить, что работы Остаде нашли своих почитателей и в нашей стране. Петр I высоко ценил творчество живописца и даже начал собрание его произведений в России. Сейчас полотна художника можно увидеть в Пензе, Санкт-Петербурге, Рязани.

Полотна Адриана ван Остаде привлекают своей теплотой, лучистым юмором, мягкими очертаниями и живостью. С искренней любовью к своей стране и ее народу он изображает жизнь Голландии такой, какая она есть.
 


Автор: Сафонова Регина