Го Си (Guo Xi) – китайский художник, который был настолько увлечен искусством, что не только сам писал картины, но и занимался теорией живописи. Он оставил множество ценных записей, из которых его сын составил трактат и преподнёс его императору.

Так о чём же говорилось в трудах живописца, которого часто называют лучшим китайским пейзажистом XI века?

Картина начинается с замысла. И Го Си придавал особое значение его форме, предпосылкам и процессу зарождения в сознании творца. Художник считал, что живописцы обязательно должны совершенствовать свою личность, быть благородными, уметь изображать действительность. Он также настаивал на том, что мастер должен уделять достаточно времени изучению природы.

Прошло уже 10 веков, и восстановить хронологию событий жизни Го Си сегодня вряд ли удастся. Но есть несколько фактов, в которых можно быть уверенным. Например, нет сомнений в том, что мастер работал не только со свитками, а расписывал ширмы, дворцовые залы и даже даосские храмы.

 

Творчество для Го Си не имело ничего общего с рутинной работой, оно являлось прекрасным и удивительным состоянием духа и поэтому сопровождалось специальными ритуалами. Перед началом работы художник всегда тщательно мыл руки, зажигал благовония и старался прийти в состояние душевного равновесия.

По записям Го Си можно судить о том, как трепетно он относился к явлениям природы и как чутко реагировал даже на небольшие изменения в водной глади, зелёни растительности, смене времён года. Художник считал, что настоящий мастер должен научиться не только видеть окружающий мир и все его проявления, но и уметь выделять из этого многообразия существенные и глубокие темы, достойные внимания. Не забывая о реалистичном изображении действительности, сам пейзажист всегда тщательно выбирал сюжет и композицию своей будущей работы.

На сегодняшний день сохранилось двенадцать живописных свитков, автором которых считают Го Си, но сомнений в этом не вызывают только три из них. Самый известный пейзаж художника - «Ранняя весна». Известно, что написан он был в 1072 году специально для императора Шэньцзуна. Композиция картины основана на повторяющихся формах камней, образующих силуэт горы, а своеобразная «курчавость» этих валунов подчёркивает необычное расположение горы в пространстве.

 

 

Соблюдая традиции пейзажной живописи, Го Си разрабатывал собственный стиль и новые композиционные приёмы. Так, при создании «Ранней весны» художник добился идеального цветового сочетания, используя разные кисти и виды туши.

Мировоззрение Го Си и его взгляды на искусства не потеряли актуальности и в наши дни. Великий живописец советовал художникам развиваться целостно, всесторонне и не ограничивать свое творчество рамками существующих традиций. Но в то же время он предупреждал, что сначала нужно изучить уже существующие стили и направления и только потом создавать свою уникальную школу, в которой обязательно должна присутствовать поэтичность.

Пейзажи художника являются убедительным подтверждением этой мысли, потому что они представляют собой чистую поэзию, облеченную в форму живописного шедевра.