Это интервью стало настоящим испытанием – диктофоны терялись, горели жесткие диски, пропадали визитки. Но Artifex все же удалось побеседовать с нашим героем. И теперь мы знаем, что Алексей «СЕ» Дудка – не только крутой граффити-райтер, художник и один из основателей граффити-команды Rus Crew, но еще и очень терпеливый человек.

Кстати, совсем недавно его работы можно было увидеть в Центре Творческих Индустрий «Фабрика» в рамках программы «Фабричные мастерские. Сессия V», лауреатом которой стал Алексей.

 

Artifex: Выставка «СЕктор» в ЦТИ, прошедшая в сентябре, - можно сказать, что это стало главным свершением за 2018 год?

Здравствуйте! Да, пожалуй, выставка стала главным событием не только в этом году, но и в моём творческом пути за эти годы. Это моя первая персональная выставка. Я к ней долго готовился и представил серию ассамбляжей, которые занимают отдельную часть моего творчества. Были представлены 11 работ 2015-2018 годов. Выставка проходила три недели на территории ЦТИ «Фабрика». На закрытие мы организовали небольшую вечеринку, на которой играли мои друзья DJ Gormon, Praise Jah Sound System, DJ Facky, Lucy Grin, Pheel One.

Artifex: Выставка в ЦТИ, «30 граней̆ тебя» в «Музеоне», другие проекты – как успеть всюду и при этом не устать, не растерять запал?

Мне это нравится. Я люблю рисовать, наверное, поэтому и находятся силы.

Artifex: Почти 20 лет ты связан с командой̆ Rus Crew. Что эти годы значили для тебя?

Многое, я думаю, как для каждого из Rus Crew. Когда в 1999 году мы основали граффити-команду, мне было 18 лет. Граффити только начиналось в Москве, и о теперешних масштабах и возможностях никто не мог и подумать. Нам просто нравилось рисовать, адреналин и запах краски.

Это хорошие годы, мы многого достигли вместе и многому научились. За это время столько всего изменилось. Вместе мы сделали много интересных проектов, поездили по России, «прошли огонь и воду».

Artifex: Легче ли работать в команде, или здесь есть свои минусы?

Легче или нет - это вопрос сложный, всё зависит от человеческих качеств участника и желания что-то делать в коллективе. Это всегда хорошо. Минусов я не вижу. Главное, чтобы было уважение друг к другу.

Artifex: Artifex: Существует ли конкуренция внутри коллектива?

Уже даже не знаю. Конкуренция - двигатель прогресса, и она так или иначе ведет к совершенствованию и заставляет ставить планку выше. Весь хип-хоп построен на ней. Это всегда плюс, - главное, не уходить в крайности.

Artifex: Что самое главное при создании граффити? Вдохновение или четкий план?

И так, и так. Тут всё взаимосвязано. Идея зарождается, ты понимаешь, как её визуализировать, и дальше продумываешь, как ты будешь её реализовывать.

Artifex: Есть ли чувство профессиональной зависти, или желание походить на кого-то?

Нет, зависти у меня ни к кому нет. Есть художники, которые меня вдохновляли и будут вдохновлять, их работы. Многие из них не из области граффити и стрит-арта.

Artifex: Rus Crew существует с 1999 года и является одной из старейших московских граффити-команд. Что изменилось за это время, сформировалась ли в России самобытная граффити-культура?

Да, изменилось многое. Если вспомнить, что было в начале 2000-х, и посмотреть, что происходит сейчас с граффити-культурой – можно увидеть хорошее развитие. Есть представители, которые стали известны не только у нас в России, но и за рубежом. Россия стала узнаваема на мировой сцене граффити и стрит-арта.

Artifex: Ваши работы начала 2000-х до сих пор помнят, а их фотографии гуляют по интернету, их ищут и разглядывают – это внушает гордость, или есть работы, о которых хотелось бы забыть?

Мне нравятся все работы, которые мы делали совместно. Конечно, всегда хочется сделать версию, что-то изменить, сделать по-другому, но по прошествии времени меня это не особо волнует. Хорошо, что работа отражает тот период. Когда зритель уже в наше время смотрит на эти фотографии, он должен понимать, что рисовалось вообще в Москве в то время, атмосферу, тогда фотография будет ещё интереснее.

 

Artifex: Каким был твой самый масштабный проект?

Наверное, оформление ЖК «Западное Кунцево» в Ромашково в 2014 году. Там вместе со студией «ПланАР» я оформил большое строение водонапорной станции, около 10 маленьких ТЦП, а также часть оградительного забора. Объём - больше 1 000 квадратных метров.

Artifex: Это впечатляет. А что насчет персональных достижений – какое было самым важным? Возможно, оно не относится к области граффити?

Люблю собирать хорошую музыку, у меня есть коллекция винила: регги, даб, дансхолл, ямайский ска, старенькое электро и брэйкс. Играю иногда в столичных клубах и барах. Также, вместе с DJ Gormon (Da Boogie Crew), мы выпустили серию миксов Dubreaks. Это смесь даба и брэйкса, пропитанные духом английских саундсистем. Скоро планируем выпустить пятую часть.

Artifex: Где пролегает граница между граффити как искусством и вандализмом?

Ой, для меня это сложный вопрос. Наверное, там, где каждый для себя её проводит.

Artifex: Случались ли столкновения с полицией?

Иногда, но столкновением я бы это не назвал.

Artifex: Как бы ты отреагировал, увидев свою работу в музее, в рамке?

Это интересно (улыбается). Один раз я был на выставке в московском Манеже. Там был известный художник, рисующий фотореализм переулков и улиц Москвы, - Леонид Семейко. На одной из его работ был мой свежий тэг, прорисованный до мельчайших деталей и капель краски. Мы познакомились. Это, конечно, не музейная выставка, но впечатление произвело.

Artifex: Полезна ли легализация граффити для художников, которые этим занимаются?

Сложно сказать за всех, но думаю, что полезно. Всегда хорошо, когда есть места, где можно спокойно рисовать, и не будет проблем с законом. Это всегда полезно как начинающим, так и профессионалам. Представьте себе подростка, который хочет порисовать, но, если у его родителей нет гаража или дачи со стенкой, ему так или иначе придётся нарушать закон. В городе должны быть легальные холофеймы, думаю, это очевидно, при сегодняшнем внимании к граффити и стрит-арту.

Artifex: Чего ждешь от ближайшего будущего?

Интересных проектов и выставок. Хотелось бы, чтобы появлялось много молодых граффити-художников. В России не хватает монументальных работ, хочется, чтобы их появлялось больше и не только в Москве и Питере. И надеюсь, что большинство из них будет выполнено граффити-художниками.

Artifex: Меняется ли видение того, чем занимаешься, со временем?

Конечно, всё меняется из года в год. Будь водой, мой друг.

Artifex: Отличный совет! Спасибо за интервью!