Стройки, заборы, валуны – это его холсты, баллончики с краской – кисти, а удивлённые и лица горожан – его награда. Картины этого художника ежедневно подвергаются опасности, а его самого часто обвиняют в вандализме. Этот человек называет себя Кинжалом, он работает на грани юмора и трагедии, но при этом никогда не хотел быть стрит-арт художником. Тем не менее, его граффити эпатируют публику со стен нежилых домов, вокзалов и даже тюремных дворов!
На картинах Долка Лундгрена (Dolk Lundgren) телевизор прокручивается в мясорубке, женщина снимает с себя кожу, преобразующуюся в надувную куклу, а парализованный человек идет навстречу морю, встав с коляски. Его граффити часто представляют из себя сцены, достойные фильма ужасов, с участием даже детей и инвалидов. Вот устрашающего вида девочка с разноцветными кистями, а вот мальчик, стоя на табуретке, рассматривает петлю. Работы художника могли бы показаться жуткими и травмирующими, если бы не несли в себе столько смысла и морали. Его картины как подзатыльники, как способ достучаться до современного человека на понятном ему сленге.
Долк Лундгрен родился в 1979-м году в норвежском городе Берген. Чтобы изучать графический дизайн, он уехал на другой континент – в австралийский Мельбурн. Именно на улице этого свободного от предрассудков города Dolk впервые увидел создание трафаретной картины. Тогда он подумал, что это слишком трудно и довольно скучно. Но когда на следующий день всмотрелся в граффити пристальнее - задумался. Свою первую работу художник нарисовал на стене того же самого дома.
Долку интересно работать стихийно, ему нравится рисовать там, где хочется. Картины Кинжала красуются в Берлине, Копенгагене, Барселоне, Лондоне и в Праге. Несколько его произведений смотрят на пассажиров железнодорожных станций в Осло и Тронхейме. Он рисует только в нежилых зонах, тщательно выбирая экстерьер вместо рамы для своих произведений. Работать на фоне обычных белых стен ему скучно, и он подолгу ищет «созревшие» дома.
В 2010-м году власти Норвегии пригласили его расписать внутренний двор… тюрьмы Хольден Фенгсель. Долк Лундгрен нарисовал там три знаменитые фрески: человек в полосатой робе с мячом и цепями; бегун, пытающийся пересечь финиш с лентой «полицейская линия, не пересекать»; мужчина, рисующий сам себе полосатую робу. Мрачновато, но зато со смыслом. Кстати, Хольден Фенгсель, по версии журнала Forbes, считается самой комфортабельной тюрьмой мира: кроме работ известного художника, она может похвастаться собственной звуковой студией и кулинарными курсами!
Никто, разумеется, не знает, как выглядит Долк. Художник считает, что именно сохранение инкогнито позволяет оценивать его работы беспристрастно. Самые первые его граффити принимали за творения другого известного стрит-арт художника - Бэнкси, но со временем горожане стали узнавать фирменный «почерк» Кинжала. С 2006-го года он выставляет свои работы в галереях и имеет ошеломительный успех. В 2011-м году на выставке в Осло Долк Лундгрен продал девять полотен, по 12 500 евро каждое.
Вы думаете, что рисовать на стенах просто? Нашёл дом, пробрался к нему ночью с баллончиками и быстренько закрасил нужный угол? Не угадали. Долк Лундгрен в одном из редких интервью рассказал, как именно он рисует свои шедевры. Сначала долго работает над самой идеей, затем делает эскизы. Потом художник ищет реквизит и модель, составляет из них единую композицию и часами фотографирует.
Только после всего этого Долк вырезает скальпелем из картона трафарет. Знаете, сколько занимает у него одно только вырезание? Около десяти часов! С готовым трафаретом он выходит в ночь и держит путь к понравившейся стене. Если всё идёт гладко, картинка готова в течение минуты. А на следующий день автор вместе с толпой людей фотографирует своё произведение, прикинувшись обычным прохожим.
Стрит-арт художник считает, что картины в галерее живут слишком скучно. То ли дело – граффити. Они рождаются и умирают на улице, а любой желающий может их осквернить. Это добавляет остроты и заставляет жить настоящим. У Долка есть даже работа на эту тему – Мона Лиза, закрашивающая сама себя. А еще этот провокатор нарисовал трафарет на стене Музея искусств Бергена. Тем самым показав, что стоит в одном ряду с Мунком и Клее, только стоять предпочитает на улице.