Наив или наивное искусство. Как много мы о нём знаем? Имеется лишь общее представление о стиле, основанное на самом названии? Возможно.

Московский музей современного искусства совместно с Музеем русского лубка и наивного искусства открывают дверь в этот загадочный мир, представив два масштабных выставочных проекта: «НАИВ…НО» и «Сотворение мира».

 

Выставка, которая проходит с 3 февраля по 1 мая, преследует цель расширить понимание и восприятие этого течения как у обывателей, так и у профессионалов. Объединенные одной темой, обе экспозиции призваны проследить его историю, точки соприкосновения с другими направлениями живописи и познакомить зрителей с работами современных художников-наивистов из России и Европы.

Посетители выставки смогут пережить все этапы своего существования, начиная с рождения и заканчивая адом и раем. «Наив…но» — это 12 залов, каждый из которых имеет свою тематику. Гостей встречает нулевое пространство - это Город, с которым сталкивается каждый. Затем идут: залы Рождение, Портрет, Детство, Образование, Пир, Любовь, Труд, Общество, Дом, Смерть, Ад и Рай. Работы, представленные в них, раскрывает идею, заложенную уже в самом названии. Например, в зале Пир полотна развешены вокруг накрытого стола, а работы, представляющие Любовь, интимно «прячутся» за белым тюлем. В зале Общество организаторы постарались пробудить воспоминание о советском прошлом, в котором родились и состоялись большинство из участников выставки.

 

Логическим завершением композиции является поистине «дантовский» переход из Ада в Рай: в абсолютно черном «адском» зале непросто обнаружить даже ручку от двери, ведущую в белый, «райский».

Но вне зависимости от тематики зала, зрители увидят работы художников-любителей и самоучек, незамысловатые метафоры и аллегории, простой взгляд на мир. Именно это придает картинам и скульптурам особенную человечность и тепло.

Выставка «Сотворение мира» посвящена в основном участникам Московского международного фестиваля наивного искусства «Фестнаив». Здесь собраны работы ярких современных представителей этого направления. Пустое неоформленное пространство залов способствует диалогу между зрителем и художником через его полотно. Его темы - это творчество, прошлое и настоящее, поиски Бога, безысходность.

 
Пресс-служба ММОМА пролила свет на работу по подготовке к выставке:

Artifex: Как проходил отбор работ для «НАИВ…НО»?

Отбор работ был возложен на кураторов проекта, которые провели большую подготовительную, исследовательскую работу. Они изучили коллекцию Московского музея современного искусства, Музея русского лубка и наивного искусства, а также государственные (более 20 музеев и галерей) и частные коллекции. Также при отборе картин они ориентировались не только на культурную значимость и стилевую принадлежность, но и на концепт архитектурного замысла куратора Алексея Трегубова.

Artifex: Расскажите о концепции оформления залов.

Мы постарались создать пространство многостороннего диалога, к которому приглашается зритель. Аскетизм дизайнерского решения экспозиции подчеркивает цвет и пластику, живописные ритмы и само «первовещество» творения, обретающее множественность образного решения. В основе концепции лежит образ человеческого бытия, как некоего жизненного пути с момента его рождения до смерти и перехода в вечность. Этому содержанию выставки соответствует и построение экспозиционного пространства. Музейная анфилада второго этажа, представляет в череде залов сменяющиеся ассоциативные группы, основные вехи бытия человека от Рождения и до Загробной жизни, символизирующей вечность духа. Каждая тема проиллюстрирована наиболее репрезентативными работами классиков наива и современными авторами, которые призваны раскрыть всю полноту коннотаций традиционных тем в современном контексте.

Artifex: Какого посетителя Вы ожидаете увидеть на этих двух выставках? Что бы вы ему пожелали?

Выставка подходит для самого широкого круга зрителя. Наивное искусство понятно и близко каждому, но в то же время люди более искушенные также найдут любопытными концепт архитектуры и тезис, который мы предлагаем: общность историческая и стилистическая художников-наивистов с представителями радикальных живописных направлений XX века (авангард, примитивизм, концептуализм, нон-конформизм и т.д). Широкая и одновременно глобальная тема проекта — это жест, позволяющий показать настоящее живописное «зеркало народа», в котором каждый сможет узнать себя.

 

Воспринимать работы художников-наивистов нужно с особой тактичностью и быть готовым к разговору с каждым из них. И этот диалог должен происходить на равных, ведь каждый автор через свое полотно открывает зрителям душу.

Работы, представленные на обеих экспозициях, призваны показать наив, как одно из самых ярких явлений современного искусства, познакомить с произведениями наиболее известных представителей этого направления и рассказать о малоизвестных авторах.