Морозным вечером нет ничего лучше, чем укутаться в теплый плед, взять в руки чашку горячего чая и почитать что-нибудь приятное на досуге. Особенно, если его разбавит статья об искусстве. Тем более, если об искусстве итальянца Якопо Бассано (Jacopo Bassano).

Наш герой появился на свет примерно в 1510 году близ городка Бассано-дель-Граппа. Не трудно догадаться, что свой псевдоним художник позднее получил именно по названию места рождения. Этот городок, живописно расположившийся у подножия Альп, был провинциальным и не имел такой развитой культуры, которая в то же время активно процветала в Венеции. Город Бассано вел размеренную жизнь, а весь пейзаж ограничивался видами пасущихся вдоль стен овец и изготовления сальных свечей. В таких консервативных традициях провинциального города формировалась личность начинающего художника, который через несколько лет стал одним из первых итальянских живописцев, воспевающих сельскую красоту.

 

Если деревня оказывала влияние на творчество Якопо с одной стороны, то с другой не малую роль в профессиональном развитии художника сыграла семейная обстановка. Родственники Бассано были одними из самых оригинальных жителей города. Франческо де Понте, отец Якопо, увлекался изящной словесностью, алхимией и философией, благодаря чему превосходил многих в грамотности и образованности. Большую часть своих знаний Франческо пытался вложить в голову сына, делая ставку в основном на литературу. Поэтому Якопо не испытывал особого дефицита в сюжетах для собственных картин.

К слову, первые уроки живописи Якопо Бассано тоже брал у отца. Некоторые исследователи относят часть работ, созданных в 1530 году, к периоду совместного творчества отца и сына. Но уже в 1534 году Якопо Басано написал первую самостоятельную работу «Бегство в Египет», где проявились самые выдающиеся творческие черты начинающего мастера: искренность, легкость и желание изображать определенные явления.

 

 

А еще через год следы молодого Якопо Бассано были обнаружены в Венеции, о чем свидетельствует необычный документ от 15 января 1535 года. Тогда живописцу был выдан патент за «новый способ строить мельницы, плотины, поднимать уровень воды и осушать болота». Другие документы подтверждали то, что Бассано занимался совершенствованием своей живописной техники в мастерской Бонифацио Веронезе. На тот момент Якопо исполнилось 25 лет, и многим было трудно поверить, что столь великовозрастный мужчина находился в статусе простого ученика у Веронезе.

Но все становится на свои места, если иметь в виду тот факт, что, разменявший третий десяток лет, Бассано впервые вышел из провинциальной среды в пышный и роскошный венецианский мир. Перед его глазами теперь мелькали не пастухи с овцами или ремесленники с кожаными изделиями, а роскошные палаццо, умопомрачительные храмы и яркие толпы богато наряженных прохожих. Бассано некоторое время привыкал к столь необычному для него, но повседневному для венецианцев колориту, и в мастерской Бонифацио Веронезе старался найти свое место в венецианской школе.

Якопо застал тот период, когда в этом направлении началось возрождение историко-религиозного жанра. Работая в такой традиции, Бассано отдал дань уважения Беллини и Витторе Карпаччо, написав цикл картин для Зала приемов Палаццо Публико.

Но все резко изменилось в 1540 году, когда художник получил известие о кончине отца и отправился в Бассано. Вряд ли Якопо задумывался над тем, чтобы вернуться в Венецию, и однажды навсегда связал свою судьбу с родным и тихим городком. Художник взял от Венеции все, пресытился ее празднеством и сменил это на спокойную и размеренную жизнь. Он обзавелся семьей, воспитывал сыновей, трудился для городских и окрестных церквей и мастерил для собственного сада затейливые фигурки животных и птиц, которые выглядели как настоящие, чем поражали гостей дома Бассано.

В эти же годы художник выработал личностный подход к осмыслению классических образов эпохи Ренессанса, а иногда вовсе отступал от них. Он написал картину «Битва Самсона с филистимлянами», где легко обнаруживается резкий диссонанс между внешними гармоничными формами и внутренним наполнением, которое особенно остро проявляется в неожиданных ракурсах.

 

 

Было бы лукавством считать эти приемы Бассано удавшимися, потому что более успешные художественные решения мастер находил в тех случаях, когда динамика композиции находилась в гармонии с эмоциональным строем.

В таком ключе была создана картина «Шествие на Голгофу», прототипом которой стала гравюра Венециано «Несение креста». Но истинным апофеозом гармоничности и внутренней динамики служит полотно «Мученичество св. Екатерины».

 

Однако Бассано был личностью многогранной, а его настроение имело свойство меняться от картины к картине. В лирическом амплуа художник проявил себя, создав картину «Поклонение пастухов».

Здесь мастер воспринимает природу в ее тихой красоте, а главную роль отдал пейзажам Террафермы – владениям Венеции на материке.

 

Даже сюжет картины «Тайная вечеря» Бассано перенес в крестьянскую среду. Благодаря этому полотно стало кульминацией творческого развития художника, ведь нигде более Якопо не смог еще ближе подойти к реальному изображению жизни.

Неугомонный художник после этого был увлечен маньеристическими веяниями и двигался по пути внутреннего надлома и гиперболизированной экспрессии. Воплощением маньеристических исканий Бассано стала картина «Усекновение главы Иоанна Предтечи», где художник исказил формы, лишил динамику реальности и удлинил пропорции.

 

 

Но следующее десятилетие прошло для Якопо Бассано под лозунгом возвращения к живописным традициям эпохи Возрождения. В 1566 году Джорджо Вазари сказал про картины Бассано, что те

«…высоко ценятся главным образом за изображение обыденных вещей и животных»

Ведь в эти годы Якопо написал одно из лучших полотен «Пастораль», в котором вновь достиг внутренней гармонии и вспомнил манеры венецианской живописи.

 

 

С 1570 года уже пожилой художник взялся за абсолютно новую для него работу, он стал делать монументальные росписи. Ходили легенды, что однажды Якопо пришлось оставить родной Бассано то ли из-за эпидемии чумы, то ли из-за религиозных распрей. Художник спрятался в деревне, где от скуки создал великолепные фрески для капеллы дель Розарио.

Более поздние годы стали более плодотворными для живописца, ведь он еще не растерял собственных сил и к тому же пользовался помощью возмужавших сыновей, практикующихся в мастерской отца. Бассано выпустил кисть из рук только в год своей смерти, до последнего дня создавая новые произведения искусства, которые сегодня большими буквами вписаны в историю венецианской живописи.