Новые формы, нестандартные решения и необычные воплощения – современное искусство призвано рвать выцветшие шаблоны и забрызгивать мозг яркими красками. Какие-то произведения вызывают восторг и мысль: «Как я раньше до этого не додумался!», какие-то – вызывают отторжение. Но ясно одно: пройти мимо и не почувствовать ничего – невозможно.

Чаще всего мы встречаем современное искусство вокруг себя: на улицах, домах, асфальте и в видеороликах. Художники XXI века всё чаще выходят из студий, чтобы поделиться своим мироощущением со зрителями. Они делают это разными способами: кто-то оставляет своё имя на заборе в виде затейливого граффити, кто-то клеит стикеры на столбы, а кто-то рисует картины. Все эти произведения очень недолговечны: ценителей такого рода искусства немного, а противников, очищающих поверхности от «осквернения» − достаточно. Весной 2015 года у всех жителей Москвы есть отличная возможность познакомиться с работами самых лучших уличных художников мира: на ВДНХ проходит выставка под названием #Проект 64.

 

Яркие работы, напоминающие коллаж и калейдоскоп одновременно, от художника Zmogk; взрыв разноцветной экспрессии от Akue; насыщенная цветами геометрия от Slak и Petro; невероятный видеопроект от студии Stain; бесконечность космоса, выраженная акриловыми кругами, от чеха Яна Калаб (Jan Kalab); кинетическое искусство Вячеслава Колейчука, а также буйство красок и ниток от испанца Sixe: всё это только треть выставки. В экспозиции также присутствуют работы Паши 183, одного из лучших художников Москвы. Картины, ролики и отрывки из документального фильма о нём занимают достойную часть пространства.

Стрит-арт, паблик-арт и монументальная живопись – экспозиция подобралась самая разносторонняя. #Проект 64 − это попытка поместить уличное искусство в замкнутое пространство павильона «Оптика», название которого звучит очень символично. Редакция альманаха Artifex посетила выставку и пообщалась с её куратором Сабиной Чагиной для того, чтобы рассказать вам всё из первоисточника.

Artifex: Как появилась идея организовать #Проект 64?

#Проект 64 – это продолжение биеннале уличного искусства «Артмоссфера», которая проходила в 2014 году в Москве. У нас собралась огромная коллекция работ, которые хотелось показать ещё раз, поскольку биеннале по продолжительности была очень недолгой. Кроме того, мы получили приглашение от ВДНХ и заручились поддержкой фонда RuArts. В общем, всё совпало. Проект родился спонтанно в начале этого года. По сути, это композиция для тех, кто не был на биеннале. Оказывается, таких людей много. Ещё один немаловажный повод – это благотворительный аукцион. Средства, полученные на нём, идут на учреждение гранта для уличных художников.

 

Artifex: Расскажите немного о биеннале, чем она была интересна?

Это был масштабный проект, площадью 3000 кв. метров в Artplay. Кроме того, у нас были активности в городе: мы рисовали монументальные росписи на фасадах, сделали паблик-арт объект на Крымской набережной под названием «Звезда хаоса», он до сих пор там стоит, и многое другое. На биеннале присутствовали почти все участники: и иностранные художники, и российские − их было около 70. Все работы были созданы здесь, в студиях. Это была очень мощная коммуникация.

Artifex: Вернёмся к #Проекту 64, почему у выставки такое название?

Потому что она проходит в павильоне номер 64. ВДНХ – это памятник архитектуры, нам захотелось как-то привязать своё название к нему. Мы подумали, что поскольку большая часть экспозиции уже выставлялась, то сейчас главное − как это всё заживёт в новом пространстве.

Пространство даже диктовало нам некоторые элементы экспозиции. Например, медиаинсталляцию под куполом от студии Stain. Это два художника, которые активно занимаются аудиовизуальными и пространственными инсталляциями. Они принимали участие в фестивале «Круг света», а также много работают в городе, например, в Парке Горького и на Манеже.

Хочется немного отвлечься от диалога с куратором и рассказать вам об этом проекте под куполом. Когда бродишь по выставке, рассматривая различные работы, то сбоку видишь вход в новый зал: тёмный, со звуками удивительной потусторонней музыки. Ты с любопытством заглядываешь в него, шагаешь в самый центр и … заворожено останавливаешься. Глаза будто сами тянутся к огромному экрану, а тело превращается в один только слух: музыка обволакивает всё пространство вокруг. Нам повезло, в зале находились только мы – несколько человек редакции журнала. Мы стояли в центре огромного пространства и просто утопали в невероятном ощущении чего-то нового: визуальные образы сменяли друг друга, а колонка над нашими головами источала новые мелодии.

Сабина Чагина рассказала нам, что программа была специально написана под это место с куполом. И ещё, что это аудиовизуальное шоу каждый человек воспринимает по-своему. После этого мы продолжили разговор о других участниках выставки.

Artifex: Почему на выставке представлены именно эти художники? По какому принципу вы их отбирали?

Это самые активные на сегодня деятели уличного искусства, которые имеют яркий неповторимый стиль. Также мы пытались пригласить людей, которые были новаторами в различных направлениях уличного искусства. Например, у нас представлен художник Zedz из Голландии, ему больше 50 лет, он был одним из первых, кто стал использовать на улице архитектурные формы.

Artifex: Почему часть выставки посвящена Паше 183?

Паша – один из самых талантливых художников. Он уникальный и многогранный, человек большой души. К сожалению, с трагической судьбой. Так сложилось, что мы с Пашей были знакомы. За несколько дней до смерти он прислал мне огромный архив своих работ. В тот момент мы как раз обсуждали с ним выставку. В итоге ей занялась моя подруга Полина Борисова, которая более тесно общалась с Пашей. На биеннале была представлена всего одна его работа, а сейчас у нас появился даже видеоряд с его инсталляциями.

Artifex: Мы заметили, что на аукционе одна из работ Паши 183 стоила в разы дороже остальных – более 16 тысяч евро. Чем это обусловлено?

Это смешная история. Работа принадлежит Полине Борисовой, куратору выставки. Паша подарил эту картину её сыну. После выставки у нас организован аукцион, а Полина очень не хочет расставаться с этой работой. Она сказала, что готова продать её только за очень большие деньги, потому что картина дорога ей. Вот так и родилась цена этого произведения. ☺ Возможно, появится человек, который решит, что хочет купить его, несмотря на стоимость.

 

 

Artifex: Раз уж мы заговорили об аукционе, расскажите, чем он интересен.

Интересен он своим форматом. Уличное искусство и аукцион – это вещи, казалось бы, несовместимые в России. Уличные художники на Западе имеют совершенно другой статус. Они продолжают рисовать на улице, но ничего не мешает им выставляться в музеях. У нас это пока на грани. Мы решили продолжать популяризировать уличное искусство, поскольку являлись одними из тех, кто начал всю эту историю. Мы хотим, чтобы стрит-арт стал равноправной частью современного искусства.

Первые торги аукциона состоялись 15 апреля 2015 года. Но у вас ещё есть шанс попасть на выставку: она будет открыта для всех желающих до 10 мая.