Несмотря на откровенность статуи Давид, мы не будем просить детей до 16 закрыть глаза. Это уникальное произведение искусства, которое выполнил легендарный Микеланджело Буонарроти, заслуживает того, чтобы на него смотрели, о нем говорили и рассказывали другим люди всех возрастов.

Никто не мог предположить, что скульптура, которую планировалось выполнить в религиозном духе, однажды станет для флорентийцев символом могущества и освобождения от деспотии.

Об истории создания «Давида» ходило много легенд, создателем одной стал известный итальянский живописец Вазари. Через полвека после того как скульптура была готова, он писал, что Микеланджело сам выпросил испорченный кусок камня, а через некоторое время удивил всех потрясающим результатом. В народе даже ходил анекдот о том, что один знатный флорентиец остался недоволен недостаточно миловидным лицом Давида и просил укоротить ему нос. На что Микеланджело кивнул головой, пообещал выполнить поручение, но оставил внешность каменного юноши без изменений.

 

 

В этой легенде есть доля правды, но истинная история «Давида» гораздо прозаичнее. В 1501 году молодой Микеланджело Буонарроти, только что вернувшийся во Флоренцию из Рима, принял заказ на статую для Флорентийского кафедрального собора. Мастер получил в распоряжение громадный камень, который когда-то пытался обтесать его незадачливый коллега, так и не сумевший приблизиться даже к намеку на образ героя. Все считали, что этот «неумеха» безнадёжно испортил материал, и мало кто верил в возможность создать что-то стоящее из «бракованной» глыбы странной формы. Для Микеланджело, которому на тот момент исполнилось 26 лет, этот заказ стал вызовом и проверкой таланта.

Целый год скульптор потратил на создание многочисленных эскизов и нескольких восковых моделей Давида. Следующие 18 месяцев Микеланджело провел в «затворничестве» в своей мастерской. Он работал без помощников, в одиночку передвигаясь по строительным лесам, и прятался вместе со статуей за плотным черным занавесом, чтобы никто не смог увидеть Давида до тех пор, пока он не будет готов. С наступлением зимы у Микеланджело возникали сложности: от интенсивной работы в холоде инструменты быстро тупились. Но мастер не позволял себе отдыхать и не раз оставался ночевать прямо в мастерской. Только однажды Буонарроти был вынужден остановить работу над статуей из-за волнений во Флоренции.

«Давид» во всей своей красе предстал перед глазами горожан только в 1504 году.

 

Образ этого библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но предшественники Микеланджело изображали его совсем юным победителем, к ногам которого пала голова уже убитого Голиафа. Буонарроти же запечатлел героя в образе молодого мужчины в момент подготовки к решающей битве. Его Давид наделен мощным телосложением, а гордая голова с пышной копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, а в руках он сжимает камень и пращу. Выразительный силуэт, идеальные анатомические формы и отсутствие противоречивых элементов в скульптурной моделировке служат максимально точному выражению образа защитника и освободителя.

Внешность мраморного юноши удивила флорентийцев настолько, что была срочно собрана авторитетная группа по выбору подходящего места для установки статуи. Во главе совета стоял Леонардо да Винчи. Кстати, именно он однажды вспомнил о молодом и талантливом Микеланджело и убедил отдать ему бесполезную каменную глыбу. Можно сказать, что Леонардо собственноручно открыл дорогу тому, кто на некоторое время затмил его легендарное имя.

Заказ, носивший религиозный характер, предполагал установку «Давида» на одном из контрфорсов кафедрального собора. Но оказалось, что поднять статую на крышу невозможно, и попечители передали ее городу. Совет решил, что работа Микеланджело достойна стать украшением площади Синьории. Для транспортировки «Давида» соорудили специальную повозку, в нее запрягли быков, и целых четыре дня скульптура добиралась до «места жительства». Свидетелями удивительного путешествия стали все жители Флоренции, правда, несколько завистников не выдержали триумфа Микеланджело и пытались закидать скульптуру камнями. Но недоброжелателей отправили в тюрьму, а статую 8 сентября 1504 года по настоянию Леонардо и с согласия Буонаротти установили у входа в Лоджию Ланци, где проводились заседания городского Совета.

Там «Давид» простоял под открытым небом почти четыре века. За это время он «вытерпел» не только погодные условия, но и однажды пострадал от политических дебатов: в 1527 году из окна Палаццо Веккьо вылетела скамья, которая повредила левую руку героя. Перенесли оригинальную отреставрированную статую в главный зал Галереи Академии искусств только в 1873 году из-за угрозы негативного воздействия осадков и выветривания.

Сегодня существует множество копий скульптуры «Давида», которые находятся в разных странах мира. Одну из них Флоренция хотела подарить Иерусалиму, но дар не был принят: фигуру Давида посчитали слишком откровенной, к тому же юноша был не обрезан, что противоречит религиозным традициям иудеев. В России совершенством библейского царя можно полюбоваться в Итальянском дворике Пушкинского музея.