Куда бежать от осенней хандры, навалившихся проблем и бесконечного стресса?
«В музей!» — отвечают нам писатели, ученые и специалисты по нейроэстетике.
Мозг любит гармонию и скажет вам спасибо за заботу, ведь искусство — это не только красиво, но и полезно для здоровья.
Однажды писательница Оливия Лэнг (Olivia Laing) переехала в Нью-Йорк к своему возлюбленному. Романтические отношения быстро закончились, а возвращаться было особо некуда. Оливия решила не искать новых отношений, не истязать себя в спортзале, не растворять печаль в стакане с виски, а пойти более оригинальным путем и призвать на помощь искусство.
Она погрузилась в изучение фотографий, дневников, картин, фильмов Эдварда Хоппера (Edward Hopper), Дэвида Войнаровича (David Wojnarowicz), Энди Уорхола (Andy Warhol), пытаясь понять их чувства и соотнести со своими.
Оливия Лэнг проживала свой опыт одиночества в тех же районах, что и ее герои, которые шли сквозь детские травмы, отчужденность, нищету и психические заболевания, превращая эмоции в творчество.
«Искусство не способно создавать близость, но зато умеет исцелять раны и, более того, делать очевидным, что не все раны нужно исцелять, не все шрамы уродливы. В Нью-Йорк я приехала, разбитая вдребезги, — продолжает автор, — и хотя это кажется извращенным, восстановила я свою целостность, не встретив кого-то и не влюбившись, а возясь с вещами, сотворенными другими людьми, медленно впитывая через это соприкосновение, что одиночество, томление не означают, что у человека ничего не получилось, — они означают, что он жив».
Физик Ричард Тейлор (Richard Taylor) из Орегонского университета тоже убежден в благотворном влиянии искусства на психику человека. Он много лет исследует фракталы в живописи. Что общего у горных хребтов и кровеносной системы человека, у крон деревьев и спиралей морских раковин? Все эти объекты имеют признаки фракталов или множеств, обладающих свойством самоподобия.
Американские ученые выяснили, что картины, в которых присутствуют элементы фрактальности, воспринимаются мозгом как красивые и гармоничные, а также способны снизить уровень стресса и ускорить восстановление организма после операции.
Фрактальностью обладают пейзажи, выполненные в традиционной китайской технике, ведь самоподобные формы часто встречаются в живой природе.
Благодаря МРТ-сканированию, специалисты по нейроэстетитке доказали, что китайские пейзажи обладают успокаивающим действием.
Признаки фрактальности можно увидеть в картинах Василия Кандинского и Винсента ван Гога (Vincent van Gogh), Пауля Клее (Paul Klee) и Кацусики Хокусая (葛飾 北斎).
Кстати, именно фрактальностью уже упомянутый Ричард Тейлор объясняет популярность картин американского художника Джексона Поллока (Jackson Pollock).
Простой и популярный способ снять стресс — это медитация. Если разложить этот процесс на составляющие, то оказывается, что медитация - это не только дыхание с закрытыми глазами в позе лотоса, но и концентрация внимания, и открытость, и свобода от оценочных суждений, и спокойное созерцание и умение вычленить важное в бесконечном потоке информации.
Французский психотерапевт Андре Кристоф (Andre Kristof) в своей книге «Искусство и медитация. 24 урока, которые день за днем преображают жизнь» предлагает глубже изучить составляющие медитации при помощи живописи.
Например, услышать приближение поезда и звуки природы вокруг, всмотревшись в картину Клода Моне (Claude Monet) «Поезд в сельской местности» (Train in the Countryside), написанную художником около 1870 года.
Собранность в повседневной жизни Андре Кристоф предлагает тренировать, созерцая картину Эдварда Хоппера «Заправочная станция» (Gas station), 1940 года.
«Держаться в стороне, когда в нас или вокруг нас слишком много суеты, освобождаться от любой формы воли, не хотеть больше ничего, не стремиться ни к чему: стремиться отключиться от любой формы рассуждения или действия, хотя бы на несколько мгновений. Только существовать здесь и сейчас. Только осознавать, что мы здесь, мы живые», — пишет Кристоф.
Через гаджеты в наш мозг поступает непрерывный поток информации: рекламные баннеры, короткие видео, яркие картинки, шокирующие новости. В этой вакханалии образов бывает очень сложно остановиться и сосредоточиться на важном. Так и на «Портрете Феликса Фенеона» (Portrait de Félix Fénéon) кисти Поля Синьяка (Paul Signac) разнообразие формы и цвета почти силой притягивает наш взгляд. Только серьезному мужчине на картине нет дела до калейдоскопа красок вокруг него. Его взгляд сосредоточен на хрупкой лилии.
«Потому что большая, прекрасная, бросающаяся в глаза , бесцеремонная и властная спираль — это образ нашего общества потребления, могучего и сверкающего всеми красками, готового нас загипнотизировать, поработить, поглотить наш ум. Но этого не произойдет, если мы обратим взгляд на цветок, если сохраним свое сознание...»