Глянул тут список номинантов на Оскар-2019. Слабыми, очень слабыми картинами представлено американское кино. Если конкретно брать американских режиссёров, то только в одной номинации, за лучший сценарий, выдвигается действительно достойная картина – «Дневник Пастыря» Пола Шредера. А так – видно, что на выбор киноакадемиков повлияла политическая конъюнктура. Два американских фильма «Чёрный клановец» и «Зелёная книга», претендующие на главные призы, имеют антитрамповский тренд и ярко выраженный антирасистский окрас. О «Клановце...» я уже писал, а вот недавно открыл (посмотрел) «Зелёную книгу» Питера Фаррели.
«Зелёная книга» – это специальный справочник для чернокожих, который выпускался с 1936 года по 1966 год. Он содержал список мест, отелей, магазинов, ресторанов, мастерских и прочих заведений, которые позволено посещать «цветным» во время путешествия. Дело в том, что в стране, считающей себя оплотом демократии, всего только шестьдесят лет назад существовали законы сегрегации, не позволяющие присутствовать афроамериканцам в определённых местах, в определённое и в неопределённое время.
Сейчас это дико звучит, но относительно недавно в Америке ещё велись дискуссии о том, люди ли афроамериканцы и на какой стадии развития от животного к человеку они находятся. Читая романы Фолкнера, американского писателя-южанина, понимаешь, каким раньше проклятием было обнаружить в себе хоть каплю «чёрной крови». Пропорция не имела большого значения – если кто-то из твоих предков в любом колене был чернокожим, значит и ты «нигер», ты – недочеловек.
В нашем случае, вопреки всем расистским теориям, главный герой, при том, что он очень чернокож, ещё и очень развит. Он вежлив и обходителен. Богат, живёт на Манхэттене. Он утончённый интеллигент, у него докторская степень по психологии, по музыке и по литургическому искусству. Знает несколько иностранных языков. И при всём этом букете, характеризующем его интеллектуальный уровень, он ещё и гениальный музыкант. В 1962 году он со своей группой отправляется в тур по южным штатам. Чтобы оградить себя от проблем, связанных с традиционной расовой нетерпимостью белых южан, он нанимает в качестве водителя и помощника громилу-итальянца – тоже бытового расиста, недалёкого, но забавного и надёжного парня. «Зелёная книга» служит такой необычной парочке путеводителем.
Это история реальная. Одного из главных персонажей зовут Дон Ширли (1927–2013). Его можно назвать чернокожим Моцартом, он действительно уникум. Начал играть на фортепиано с двух лет. В девять лет был приглашён обучаться в Ленинградской консерватории – не случайно в фильме один из участников его трио – русский. Потом Ширли продолжил своё обучение в Католическом университете Америки, потом изучал психологию в Чикаго.
Дон Ширли оригинально интерпретировал классическую музыку в современном ключе. Он автор нескольких органных симфоний, многочисленных пьес и концертов. Он сочинил музыкальную поэму на основе романа Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану» – это многое значит. Литературоведы до сих пор бьются, разгадывая это последнее произведение ирландского писателя, а тут на тебе – музыкальная поэма. Гений, что тут скажешь?
Второй прототип пусть не гениальный, но тоже интересный. До встречи с Ширли итальянец Фрэнк Валлелонга работал вышибалой. Но две поездки (в фильме они объедены в одну) с чернокожим талантом настолько повлияли на него, что он изменил свою жизнь. Вот что общение с гением делает – бывший вышибала по кличке «Губа» (в фильме – «Болтун») стал писать и стал сниматься в кино. Его можно, например, увидеть в знаменитом «Клане Сопрано», в третьем сезоне сериала, в роли Кармина Лупертацци, босса итальянской мафии. На основе его воспоминаний и был написан сценарий. После смерти Ширли и смерти Валлелонга его сын последнего выступил как сценарист и продюсер «Зелёной книги».
Вернёмся к ней. Так ли интересен и колоритен сам фильм, как прототипы его героев? Положа руку на сердце (или давайте тогда уж на «зелёную книгу»), я бы сказал, что нет. Основной, расовый, конфликт фильма однозначен, давно «избит» и, честно говоря, поднадоел. Структура сюжета абсолютна проста и линейна. Фабула не нова – два разных по характеру персонажа отправляются в путь и, преодолевая перипетии, сближаются и становятся друзьями. И комедийная, и драматическая составляющие фильма строятся на контрасте менталитетов, культур и интеллектов двух спутников.
Можно сразу вспомнить «Человек дождя» с юным Томом Крузом и великим Дастином Хоффманом. Но, пусть и неплохой актёр, Вигго Мортенсен, сыгравший Валлелонга, он отнюдь не Дастин Хоффман. Махершала Али (Дон Ширли) не комик Эдди Мёрфи из «48 часов». И не наш Пётр Мамонов в «Таксисте» – там тоже взаимоотношения персонажей построены на аналогичном контрасте двух героев.
Рядовая голливудская мелодрама, достойна ли она списка the best? На мой искушённый взгляд кинокритика – нет. Хотя, американские премии мельчают и становятся всё больше конъюнктурными – «Зелёная книга» уже получила аж три «Золотых глобуса». Наверное, и пару «Оскаров» ей перепадёт.